Стимулирование речи детей раннего возраста(2-3 лет).

 Подготовила воспитатель А.В. Борщева

В  речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является

стимулирование его активной речи.

это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата,а также  расширения зоны общения со взрослыми.Поэтому дети должны быть окружены  такой  атмосферой ,в которой они могут рассматривать,сравнивать,изучать,играть,трудиться и результаты своей  деятельности отражать в слове.

Одной из задач  ФГОС  является-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,в том числе их эмоционального благополучия.

Поэтому ,одним из условий развития речевой активности детей раннего возраста  является внимательное и бережливое отношение взрослого к ребёнку ,обеспечивающее развитие ответных положительных эмоций,без которых  невозможно  установить тесный контакт с ребёнком и развивать его речь.

В раннем  возрасте общение основной формой воспитания.

Общение-это взаимоотношение взрослого с ребёнком,которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответ ребёнка.

В результате малыш сам  становится  активно действующим лицом.

Дети  нуждаются  ,прежде всего,в целенаправленно  организуемой коммуникативной   деятельности  и  постепенно становятся участниками  речевого общения.

Неотъемлемой  частью для полноценного  развития ребёнка является  игра,которая  предоставляет  благоприятные  условия для развития речи.

В процессе  игры ,дети  раннего   возраста 2-3 лет  долгое время могут оставаться  внимательными и проявлять  речевую активность.

Использование  игровых   песенок  ,потешек  в совместной  деятельности с детьми доставляет им огромную радость.

Большинство  произведений  устного народного творчества  как раз  и создавалось  с целью развития  двигательной активности  ребёнка,   тенейшим образом  связана с формированием  речевой активности.

Чем больше  мелких и сложных  движений пальцами выполняет ребёнок ,тем  больше  участков  мозга включается в работу(с правой рукой связано левое  полушарие ,с левой рукой –правое полушарие).

Для малышей  2-3 лет я в своей работе  использую потешки, игровые песенки ,подвижные игры   ,которые  не только  понятны  малышам  по своему содержанию ,но и отражают моменты  их обычного распорядка  дня.

На занятии ,например,умывали куклу  Таню  и сопровождали  это действие поешкой.

Водичка-водичка

Умой наше личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб  смеялся роток ,

Чтоб кусался зубок.

Или

Одевали куклу ,читали:

Наша Маша Маленька

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая

Маша чернобровая.

При чтении потешки необходимо помочь детям  понять содержание ,обратить внимание на слова-аленька(пальто алого цвета),черноброва..

На занятиях используем игру «Кто у нас  хороший,кто  у нас  пригожий!»

Тем самым вызывая у детей симпатию к сверстникам,они  стараются запомнить  имена друг друга ,учаться  преодолевать застенчивость.

Когда в нашей группе есть именинники ,мы  проводим   музыкальную игру  «Каравай»,водим хоровод.

«Каравай –каравай -кого  хочешь  выбирай!»

С каждым разом  всё больше  в хоровод приглашаются  друзья именинников.

Дети  поздравляют своих сверстников ,перечисляя все их лучшие качества. Желают быть  смелыми ,сильными умными ,добрыми, красивыми, послушными.

В свое работе использую игры с детьми  по развитию общей  моторики .Двигательные упражнения ,в сочетании со стихотворным текстом являются  мощным  средством воспитания  правильной речи.Чем выше двигательная активность ,тем выше развивается его речь: «Хомка», «Буратино»

Мы идём по кругу ,посмотри

И шагаем дружно :раз, два ,три

Мы скачем по дорожке ,меняя часто ножки

Поскакали ,поскакали :прыг -скок, прыг-скок

А потом как аисты встали -и молчок.

Детям нравится  танец со стихотворным текстом:

Вперёд четыре шага ,назад -четыре шага

Кружится-кружится наш хоровод

Ручками похлопаем ,ножками потопаем

Плечиками  двигаем

А потом  попрыгаем ( и так несколько раз-темп быстрее)

Дети  раннего  возраста  любят игры с речевым сопровождением.

Они с удовольствием играют  в короткие подвижные игры с забавными стихами ,которые активно стимулируют развитие речи.

В основном играем  на улице ,иногда  в группе «У медведя во бору»,

«Надувайся пузырь», «На лесной лужайке –прыгали зайки».

Одним из приёмов ,стимулирующим  развитие связной речи у детей 2-3 лет является  театрализованная  деятельность .

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие  ребёнка .Стимулирует активную речь за счёт расширения  словарного запаса ,совершенствует  артикуляционный аппарат.

У нас есть в группе ширма ,пальчиковый театр( по сказке «Колобок»),в группе номер четыре мы брали героев из сказки «Репка».

Дети с удовольствием слушают и даже продолжают сюжет сказки.

Сказки на фланелеграфе мы вместе с детьми учимся рассказывать  и пересказывать. «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Теремок».

Самым любимым  театром для наших детей стал настрольный театр.

Он прост ,доступен.Дети сами действуют с игрушками-персонажами,охотно  перевоплощаются в действующих героев  (колобка,зайца,лису,волка,медведя).

Пытаются передать  характер этих героев  мимикой ,изменяя  интонацию,повторяют запомнившиеся фразы.(«Колобок-колобок,я тебя съем!»

Пальчиковая  гимнастика и  физкультминутки  способствуют   развитию мелкой  моторики  рук и развитию речи.

Ребёнок вместе со взрослым проговаривают  короткие стишки ,сопровождая  каждую фразу движениями пальчиков.

Такие упражнения усиливают согласованную деятельность  речевых зон,способствуют  развитию воображения и памяти ,а пальцы кисти рук  преобретают  гибкость и податливость .

А самое главное,что ребёнок  воспринимает  пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.

Физкультминутки    на занятиях  способствуют развитию общей моторики  координации движений .

«Солнышко»

Вот как солнышко встаёт,

Выше-выше-выше

(дети поднимают руки вверх,подтягиваются)

К ночи солнышко зайдёт

Ниже,ниже,ниже..

( дети  приседают на корточки ,руки опускают на пол)

Хорошо,хорошо,

Солнышко смеётся.

А под солнышком нам

Весело живётся!(  дети хлопают  в ладоши,улыбаются)

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.