Рекомендации: психологические преимущества детского сада

Во-первых, это обретение самостоятельности. Ребенок значительно быстрее и легче освоит навыки самообслуживания, научится кушать, одеваться и раздеваться, убирать за собой.

Второе преимущество — детское окружение. Это особенно важно для первых и единственных детей в семье.

Дети учатся взаимодействовать с другими на основе договоренности, умерять личные желания, делиться тем, что имеют сами. Это происходит без наставлений взрослых, только за счет общения с другими детьми.

Еще одно преимущество — избавление от эгоцентрических установок (стремление ребенка судить обо всем происходящем со своей позиции и отрицание всех остальных). Сверстники достаточно быстро корректируют эгоцентрические, направленные только на самого себя установки друг друга. Дошкольники, чье развитие происходит в условиях детского сада, способны учитывать позицию и мнение другого уже в четыре года, в ситуации же семейного воспитания эгоцентрические установки исчезают в 5 — 6 лет, иногда могут сохраняться и до 7 — 8 лет.

Эти психологические моменты существенны для формирования личности ребенка. Но не следует забывать и об аспектах медико-педагогических: режимное питание, отдых, прогулки, занятия + уверенность родителей, что в саду их малышам будет обеспечен нормальный уход и присмотр.

В то же время без сада вполне можно обойтись. У детсадовской системы воспитания есть и свои минусы. И занятия, и режим здесь рассчитаны на усредненную возрастную норму, они не учитывают индивидуальных особенностей и отношений детей. Наверняка многие родители сталкивались с проблемой тяжелых утренних подъемов или жалоб ребенка на мучительность перенесения некоторых режимных моментов (например, тихого часа), или приема нелюбимой пищи.

Другим минусом можно считать не так уж редко встречающееся нерадивое отношение персонала детского сада к своим служебным обязанностям. Кроме того, воспитатель и нянечка распределяют свое внимание между всеми детьми в группе, они руководствуются интересами большинства и требованиями администрации. Поэтому в воспитании детей иногда используются агрессивные приемы. Выставить в раздевалку тех, кто болтает во время тихого часа, насильственно кормить детей, когда они не успевают или отказываются от какой-либо пищи — все это наносит серьезный вред развитию личности детей.

Самым существенным недостатком посещения ребенком детского сада можно считать ломку, которую переживает каждый ребенок, вынужденно отрываемый от домашней обстановки и привычного окружения. Малыши еще не могут мыслить во временной перспективе и воспринимают каждую разлуку с родными и мамой как необратимую потерю. Ломка эта длится до тех пор, пока ребенок не усвоит новый для него алгоритм встреч и расставаний, не привыкнет к воспитателям и ребятам. Ребенок не всегда быстро и безболезненно привыкает к шуму, множеству людей, а принуждение ходить туда, где малыш чувствует себя дискомфортно, подрывает в его душе веру в родительскую любовь.

Сейчас некоторые семьи прибегают к услугам нянь, гувернеров и воспитателей. Ребенок при этом остается дома, система ухода и воспитания приспосабливается под его запросы, но ломка и привыкание тем не менее присутствуют. В то же время малыш лишается преимуществ группового коллективного воспитания, но качество ухода при этом, как правило, повышается.