Музыкального руководителя
Мамоновой. Е.А
Слушание и восприятие музыки один из наиболее сложных для детей видов музыкальной деятельности, в котором они приобретают самый большой объём музыкальных впечатлений. Данный вид музыкальный деятельности направлен на развитие мышления через музыкальное восприятие, включающее в себя такие аспекты, как:
- память;
- концентрация внимание;
- воображение;
- переживание и эмпатия;
- анализ музыкальных впечатлений;
- получения новых знаний о музыке, музыкальных формах и жанрах, средствах музыкальной выразительности, композиторах.
В процессе слушания музыки необходимо учитывать возрастные особенности детей.
Дети первой младшей группы (2-3 года) способны различать лишь настроение музыкального произведения, эмоциональный отклик получают небольшие по размерам произведения танцевального характера.
Вторая младшая группа (3-4 года) лучше всего воспринимает яркие по своим образам произведения, лучше всего – песни. Для этого возраста характерны внешние проявления эмоций – жесты, удивление, выражающие в подпрыгивании, подхлопывании.
Средний возраст (4-5 лет) – дети данной возрастной группы способны не только слушать и эмоционально откликаться, но и рассказать о впечатлении от музыкального произведения. Наблюдается проявление музыкальной памяти – дети запоминают название и основные средства музыкальной выразительности.
Дети старшего и подготовительного возраста (5-7 лет) при нормотипическом развитии имеют сформированную память, умеют сосредотачиваться, отмечаются выразительные средства, находят самостоятельные определения, расширяют свой словарный запас.
Программа по слушанию строится на основе чётко продуманной системы. Состоит из произведений, в которых последовательно усложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства, усложняются выразительные средства.
Наиболее часто для слушания музыки используется учебное пособие О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». В этом учебном пособии собраны и систематизированы для детей доступные им музыкальные произведения из сокровищницы мирового музыкального наследия всех эпох по шести темам.
Тема № 1. Настроения и чувства в музыке: тема включает в себя произведения, в которых настроение, характер человека, выражен в музыке и является названием пьес.
- А.Гречанинов. В разлуке
- М.Глинка. Ноктюрн «Разлука».
- П. Чайковский. Новая кукла.
- Г.Свиридов. Попрыгунья.
- Г.Свиридов. Упрямец.
- Р.Шуман. Просящий ребенок.
- Г.Свиридов. Ласковая просьба.
- А.Гречанинов. Материнские ласки.
- Ж.-Ф. Рамо. Радость.
- Ж.-Ф. Рамо. Резвушка.
- Ж.-Ф. Рамо. Злюка.
- Р.Шуман. Первая утрата.
- М.Мусоргский. Слеза.
- Р.Шуман. Веселый крестьянин.
- Р.Шуман. Смелый наездник.
- Р.Шуман. Всадник.
- А. Гречанинов. Верхом на палочке.
- Р.Шуман. Горелки.
- Ж. Визе. Волчок.
- Э.Вилла-Лобос. Петрушка.
- К.Дебюсси. Маленький негритенок.
- Р.Шуман. Грезы.
- Г.Форе. Мечты.
- Р.Шуман. Порыв.
- Ж. Масне. Размышление.
- П.Чайковский. Размышление.
- Р.Шуман. Воспоминания.
- Э.Григ. Воспоминания.
29.-30. И.С.Бах. Шутка. Сюита №2 для камерного оркестра. (Два варианта исполнения).
- А.Корелли. Шутка.
- Д.Кабалевский. Шутка.
- П.Чайковский. Юмореска.
34.-35. А.Дворжак. Юмореска. (Два варианта исполнения).
- Р.Щедрин. Юмореска
- С.Прокофьев. Сарказм.
- А.Лядов. Первое скерцо.
- П.Чайковский. Скерцо.
- С.Прокофьев. Юмористическое скерцо.
- Ф.Шуберт. Скерцо.
- X. Глюк. Мелодия.
- П.Чайковский. Мелодия.
- Э. Григ. Мелодия.
- А.Рубинштейн. Мелодия.
- А.Дворжак. Цыганская мелодия
- Ф.Шуберт. Венгерская мелодия
Тема № 2. Песня, танец, марш: тема способствует установлению преемственности с программой Д.Б. Кабалевского. В дошкольном возрасте дети постепенно учатся различать простейшие музыкальные жанры, приобретают первый опыт музыкальной деятельности.
Песня:
- Вдоль по Питерской — рус. нар. песня.
- Дубинушка — рус. нар. песня.
- Метелица — рус. нар. песня.
- А.Алябьев, ел. П.Беранже. Нищая.
- А.Гурилев, ел. И.Макарова. Однозвучно гремит колокольчик.
- Я. Пригожий, ел. М.Языкова. Ночь светла.
- П.Булахов, ел. А.Толстого. Колокольчики мои.
- М.Блантер, ел. М.Исаковского. Катюша.
- М.Глинка. Камаринская.
10.-11. Н.Римский-Корсаков. Увертюра на русские темы: Величальная, Плясовая.
- А.Лядов. Каляда-Маляда.
- А.Лядов. Плясовая.
- А.Лядов. Колыбельная.
- Г.Свиридов. Колыбельная.
- Г.Форе. Колыбельная песня.
- А.Лядов. Хороводная.
- П.Чайковский. Русская песня.
- И.Стравинский. Русская песня.
- Н.Римский-Корсаков. Песня индийского гостя («Садко»).
- ПЛайковский. Песня без слов.
- Ф.Мендельсон. Песня без слов «Венецианского гандольера»
- Э.Григ. Песня Сольвейг (Пер Гюнт).
- Ф Шуберт. Аве, Мария.
- И.С.Бах. Прелюдия до мажор. (ХТК, т.1).
- Ш.Гуно. Аве, Мария.
27. И.С.Бах. Ария из сюиты для камерного оркестра №3. - Э.Григ. Ариетта.
29.-30. С.Рахманинов. Вокализ. (Два варианта исполнения). - Л.Бетховен. Романс.
- Р.Шуман. Маленький романс.
- П.Сарасате. Андалузский романс.
- Г.Свиридов. Романс.
- И.Гайдн. Серенада.
36.-37. Ф. Шуберт. Серенада. (Два варианта исполнения).
- П.Чайковский. Меланхолическая серенада.
- А.Бородин. Ноктюрн.
- Д.Россини-О.Респиги. Ноктюрн.
- А.Вивальди. Сицилиана.
- П.Чайковский. Анданте кантабиле. (Из струнного квартета №1 ре мажор).
Танец:
1.И.С.Бах. Алеманда из английской сюиты ля минор.
- И.С.Бах. Бурре из английской сюиты ля минор.
- И.С.Бах. Менуэт из сюита №2 для камерного оркестра.
- Г.Персел. Менуэт из сюиты.
- Л.Боккерини. Менуэт-рондо.
- Л.Боккерини. Менуэт.
- В.А.Моцарт. Менуэт.
- Л.Бетховен. Менуэт.
- Э.Григ. Бабушкин менуэт.
- Ж.Бизе. Менуэт. (Арлезианка. Сюита №2).
- Г.Свиридов. Старинный танец.
- И.С.Бах. Гавот из Сюиты для оркестра №3.
- С.Прокофьев. Гавот.
- С.Прокофьев. Гавот из Классической симфонии.
- Л.Бетховен. Экосез.
- А.Гречанинов. Вальс.
- П.Чайковский. Вальс. (Детский альбом).
- П.Чайковский. Вальс. (Серенада для струнного оркестра).
- П.Чайковский. Сентиментальный вальс.
- П.Чайковский Вальс (Из оперы «Евгений Онегин»).
- М.Глинка. Вальс-фантазия.
- Р.Шуман. Немецкий вальс.(«Карнавал», инструментовка М.Равеля).
- И.Брамс. Вальс.
- Ф.Шуберт. Вальс.
- Ф.Шуберт. Лендлер.
- Ф.Шопен. Вальс №19.
- Ф.Шопен. Вальс №17.
- Ф.Шопен. Вальс №6.
- Ф.Шопен. Вальс №7.
- Ф.Шопен. Вальс №11.
31-34.Ш.Гуно. Балетная музыка из оперы «Фауст»:
- Вальс,
- Аллегретто,
- Модерато,
- Вальс.
35-36. Ф.Крейслер. Вальс «Муки любви». (Два варианта исполнения).
- И.Штраус. Вальс «На прекрасном голубом Дунае».
- И.Штраус. Королевский вальс.
- С.Прокофьев. Вальс.
- Г. Свиридов. Вальс.
Марш:
1.П.Чайковский. Марш деревянных солдатиков.
- Р.Шуман. Марш.
- П.Чайковский. Маленький марш (Из сюиты №1 ре минор).
- Н.Римский-Корсаков. Марш из оперы «Сказка о царе Салтане».
- М.Мусоргский. «Картинки с выставки» Богатырские ворота.
- С.Прокофьев. Марш.
- С.Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».
- С.Прокофьев. «Монтекки и Капулетти».
- Г.Свиридов. Военный марш.
- Г.Персел. Рондо из сюиты.
- Л.Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром №5, 1-я часть (фрагмент).
- Л.Бетховен. 7-я симфония, 2-я часть (фрагмент).
13.-14. Р.Шуман. Марш Давидсбюндлеров («Карнавал». Два варианта исполнения).
15-17. Ф. Шуберт. Три марша.
- Д.Верди. Марш из оперы «Аида».
- Д.Россини. Марш из увертюры к опере «Вильгельм Телль».
- Д.Россини. Марш из увертюры к опере «Сорока-воровка».
- Д.Россини-О.Респиги. Марш. («Волшебный магазин игрушек»).
- Ж.Бшс. «Детские игры». Марш.
- Ж.Бизе. «Кармен сюита». Увертюра.
- Ж Визе. «Арлезианка». Сюита №2. Фарандола.
- И.Штраус. Марш (Вступление к Королевскому вальсу).
- И.Штраус. Радецки марш.
- И.Штаус. Входной марш из оперетты «Цыганский барон».
- Г.Берлиоз. Венгерский марш №3.
Тема № 3. Музыка рассказывает о животных и птицах. Включает в себя произведения, передающих образы животных и птиц. Данная тема способствует проявлению различного вида творчества у детей, развитию образной речи, словаря эмоций, умению находить яркие характеристики музыкальных образов.
К.Сен-Санс. «Карнавал животных».
- Вступление и Королевский марш льва.
- Куры и петухи.
- Птичник.
- Лебедь.
- Антилопы.
- Слон.
- Длинноухие персонажи.
- Кенгуру.
- Аквариум.
10.Ю.Ф.Шуберт. Форель.
11.Сен-Санс. «Карнавал животных». Кукушка в чаще леса.
12-13. Л.К.Дакен. Кукушка. (Два варианта исполнения)
- И.Штаус. Французская полька «В Крапфенвальде».
- А.Алябьев. Соловей. (Обр.Ф.Листа).
16.П.Чайковский. Песнь жаворонка. («Времена года», инструментовка А.Гаука).
17. П.Чайковский. Песня жаворонка. (Детский альбом).
- М.Глинка. Жаворонок. (Обр. М.Балакирева).
19-20. М.Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов. (Два варианта исполнения).
- А.Лядов. Былина о птицах.
- Ж.-Ф. Рамо. Пение птиц.
- М.Равель. Печальные птицы.
- Э.Григ. Птичка.
- Ф. Куперен. Бабочки.
- Э Григ. Бабочка.
- Н.Римский-Корсаков. «Золотой петушок». Крик петушка.
- С.Прокофьев. Кузнечики и стрекозы. («Золушка»).
- С.Прокофьев. Шествие кузнечиков.
- А.Лядов . Я с комариком плясала.
- Н.Римский-Корсаков. Полет шмеля.
Тема № 4. Природы и музыка: включает в себя музыкальные произведения, передающие настроение природы.
1-3. А. Вивальди. «Времена года». Зима. 1-я, 2-я, 3-я части.
4-5. П.Чайковский. 1-я симфония «Зимние грезы», 1-я, 2-я части (фрагменты).
- Р.Шуман. Зима 1.
7-8. Р.Шуман. Зима 2. (Два варианта исполнения). 9-10. Р.Шуман. Дед Мороз. (Два варианта исполнения).
- П.Чайковский. На тройке.
- Г.Свиридов. Тройка.
- С.Прокофьев. Фея Зимы из балета «Золушка».
14 -15. А. Вивальди. «Весна». Концерт для скрипки с оркестром, 1-я, 3-я части.
- П.Чайковский. Подснежник.
- Ф.Мендельсон. Песня без слов «Весенняя».
- Э.Григ. Весной.
- Э Григ. Ноктюрн.
- С.Прокофьев. Фея Весны из балета «Золушка».
- Р.Шуман. Май, милый май!
22.- 23. А. Вивальди. «Времена года». Лето. 2-я, 3-я части.
- Л.Бетховен. 6-я симфония, «Пасторальная», 4-я ч. Гроза.
- Г.Свиридов. Дождик.
- С.Прокофьев. Дождь и радуга.
- Р.Шуман. Цветы.
- А.ЛЯДОВ. Волшебное озеро.
- М.Глинка. Баркарола.
- Ф.Лист. Фонтаны виллы Д,Эсте.
- Э.Григ. Ручеек.
- А.Аренский. Лесной ручей.
- Н.Римский-Корсаков. Море. («Садко», симфоническая картина).
- М.Равель. Лодка в океане.
- М.Равель. Игра воды.
36 -37. А.Вивальди.»Времена года». Осень.2-я ,3-я части.
- П.Чайковский. Осенняя песня.
- Г.Свиридов. «Весна и осень».
- С. Прокофьев. Фея Осени из балета «Золушка».
Тема № 5. Музыкальные инструменты и игрушки: включает в себя произведения, передающие подражание тембрам музыкальных инструментов.
1.Ж.-Ф. Рамо. Тамбурин.
- Г.Свиридов. Парень с гармошкой.
- А.Гречанинов. На гармонике.
- П.Чайковский. Камаринская.
- И.Стравинский. Русская.. (Из балета «Петрушка»).
- И.Стравинский. Масленица. (Из балета «Петрушка).
- П.Чайковский. Шарманщик поет.
- А.Лядов. Музыкальная табакерка.
- А. Даргомыжский. Табакерочный вальс.
- Г.Свиридов. Музыкальный ящик.
- Праздничные пасхальные звоны колоколов Троицкой Сергиевой Лавры.
- Колокола Ростовского кремля: Праздничный звон.
- Свадебный звон,
- Красный звон.
- А.Бородин. В монастыре.
16.-17. М.Мусоргский. Богатырские ворота. (Два варианта исполнения).
- М.Мусоргский. Рассвет на Москве-реке.
- С.Рахманинов. Фортепианный концерт N2,1-я часть.
- Г.Свиридов. Звонили звоны.
- Н.Паганини. Кампанелла.
- Э.Григ. Колокольный звон.
- М.Равель. Долина звонов.
24-54 С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк»
Тема № 6. Сказка в музыке. Включает в себя произведения, передающие сказочные образы.
- П.Чайковский. Нянина сказка.
- С.Прокофьев. Сказочка.
- П.Чайковский. Баба Яга.
- А. Лядов. Баба Яга.
5.-6. М.Мусоргский. Баба яга. «Картинки с выставки». (Два варианта исполнения).
- А.Лядов. Кикимора.
- Э.Григ. В пещере горного короля.
- Г.Свиридов. Колдун.
- М.Мусоргский. Старый замок. «Картинки с выставки».
- Э.Григ. Шествие гномов.
- -13. М.Мусоргский. Гном. «Картинки с выставки». (Два варианта исполнения).
- М.Глинка. Марш Черномора. 15.-17. Н.Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане».
Три чуда:
- Белка,
- 33 Богатыря,
- Царевна-Лебедь.
- Н.Римский-Корсаков. Море и корабль (из симфонической сюиты «Шехерезада»).
- С.Прокофьев. Вальс из балета «Золушка»,
- Бой часов.
21 — 28. П.Чайковский «Щелкунчик».
- Марш,
- Испанский танец. Шоколад,
- Арабский танец. Кофе.
- Китайский танец. Чай.
- Русский танец. Трепак,
- Фея Драже.
- Вальс цветов,
- Адажио. (Мари и Принц).
В детском саду слушание предполагается проводить, опираясь на три взаимосвязанных с собой вопроса:
— Какие чувства передаёт музыка?
— О чём рассказывает музыка?
— Как рассказывает музыка?
Какие чувства передает музыка?
Вопрос направляет внимание детей на её эмоциональное содержание
(музыка праздничная/торжественная/весёлая/грустная/ плавная/ласковая и т.д.)
О чём рассказывает музыка?
(музыка может рассказать о характере героя, его настроении, природном явлении, жизненных событиях).
Как рассказывает музыка? Данный вопрос направлен на знакомство детей с языком музыки.
Музыка может рассказать при помощи мелодии, ритма, динамических оттенков (тише/громче), регистровых нюансов (ниже/выше звучит мелодия); темповых изменений (замедление, убыстрение).