«Восприятие музыки как вид музыкальной деятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении»

 Музыкального руководителя

Мамоновой. Е.А

Слушание и восприятие музыки один из наиболее сложных для детей видов музыкальной деятельности, в котором они приобретают самый большой объём музыкальных впечатлений. Данный вид музыкальный деятельности направлен на развитие мышления через музыкальное восприятие, включающее в себя такие аспекты, как:

  • память;
  • концентрация внимание;
  • воображение;
  • переживание и эмпатия;
  • анализ музыкальных впечатлений;
  • получения новых знаний о музыке, музыкальных формах и жанрах, средствах музыкальной выразительности, композиторах.

В процессе слушания музыки необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Дети первой младшей группы (2-3 года) способны различать лишь настроение музыкального произведения, эмоциональный отклик получают небольшие по размерам произведения танцевального характера.

Вторая младшая группа (3-4 года) лучше всего воспринимает яркие по своим образам произведения, лучше всего – песни. Для этого возраста характерны внешние проявления эмоций – жесты, удивление, выражающие в подпрыгивании, подхлопывании.

Средний возраст (4-5 лет) – дети данной возрастной группы способны не только слушать и эмоционально откликаться, но и рассказать о впечатлении от музыкального произведения. Наблюдается проявление музыкальной памяти – дети запоминают название и основные средства музыкальной выразительности.

Дети старшего и подготовительного возраста (5-7 лет) при нормотипическом развитии имеют сформированную память, умеют сосредотачиваться, отмечаются выразительные средства, находят самостоятельные определения, расширяют свой словарный запас.

Программа по слушанию строится на основе чётко продуманной системы.  Состоит из произведений, в которых последовательно усложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства, усложняются выразительные средства.

Наиболее часто для слушания музыки используется учебное пособие О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». В этом учебном пособии собраны и систематизированы для детей доступные им музыкальные произведения из сокровищницы мирового музыкального наследия всех эпох по шести темам.

Тема № 1. Настроения и чувства в музыке: тема включает в себя произведения, в которых настроение, характер человека, выражен в музыке и является названием пьес.

  1. А.Гречанинов. В разлуке
  2. М.Глинка. Ноктюрн «Разлука».
  3. П. Чайковский. Новая кукла.
  4. Г.Свиридов. Попрыгунья.
  5. Г.Свиридов. Упрямец.
  6. Р.Шуман. Просящий ребенок.
  7. Г.Свиридов. Ласковая просьба.
  8. А.Гречанинов. Материнские ласки.
  9. Ж.-Ф. Рамо. Радость.
  10. Ж.-Ф. Рамо. Резвушка.
  11. Ж.-Ф. Рамо. Злюка.
  12. Р.Шуман. Первая утрата.
  13. М.Мусоргский. Слеза.
  14. Р.Шуман. Веселый крестьянин.
  15. Р.Шуман. Смелый наездник.
  16. Р.Шуман. Всадник.
  17. А. Гречанинов. Верхом на палочке.
  18. Р.Шуман. Горелки.
  19. Ж. Визе. Волчок.
  20. Э.Вилла-Лобос. Петрушка.
  21. К.Дебюсси. Маленький негритенок.
  22. Р.Шуман. Грезы.
  23. Г.Форе. Мечты.
  24. Р.Шуман. Порыв.
  25. Ж. Масне. Размышление.
  26. П.Чайковский. Размышление.
  27. Р.Шуман. Воспоминания.
  28. Э.Григ. Воспоминания.

29.-30. И.С.Бах. Шутка. Сюита №2 для камерного оркестра. (Два варианта исполнения).

  1. А.Корелли. Шутка.
  2. Д.Кабалевский. Шутка.
  3. П.Чайковский. Юмореска.

34.-35. А.Дворжак. Юмореска. (Два варианта исполнения).

  1. Р.Щедрин. Юмореска
  2. С.Прокофьев. Сарказм.
  3. А.Лядов. Первое скерцо.
  4. П.Чайковский. Скерцо.
  5. С.Прокофьев. Юмористическое скерцо.
  6. Ф.Шуберт. Скерцо.
  7. X. Глюк. Мелодия.
  8. П.Чайковский. Мелодия.
  9. Э. Григ. Мелодия.
  10. А.Рубинштейн. Мелодия.
  11. А.Дворжак. Цыганская мелодия
  12. Ф.Шуберт. Венгерская мелодия

Тема № 2. Песня, танец, марш: тема способствует установлению преемственности с программой Д.Б. Кабалевского. В дошкольном возрасте дети постепенно учатся различать простейшие музыкальные жанры, приобретают первый опыт музыкальной деятельности.

Песня:

  1. Вдоль по Питерской — рус. нар. песня.
  2. Дубинушка — рус. нар. песня.
  3. Метелица — рус. нар. песня.
  4. А.Алябьев, ел. П.Беранже. Нищая.
  5. А.Гурилев, ел. И.Макарова. Однозвучно гремит колокольчик.
  6. Я. Пригожий, ел. М.Языкова. Ночь светла.
  7. П.Булахов, ел. А.Толстого. Колокольчики мои.
  8. М.Блантер, ел. М.Исаковского. Катюша.
  9. М.Глинка. Камаринская.

10.-11. Н.Римский-Корсаков. Увертюра на русские темы: Величальная, Плясовая.

  1. А.Лядов. Каляда-Маляда.
  2. А.Лядов. Плясовая.
  3. А.Лядов. Колыбельная.
  4. Г.Свиридов. Колыбельная.
  5. Г.Форе. Колыбельная песня.
  6. А.Лядов. Хороводная.
  7. П.Чайковский. Русская песня.
  8. И.Стравинский. Русская песня.
  9. Н.Римский-Корсаков. Песня индийского гостя («Садко»).
  10. ПЛайковский. Песня без слов.
  11. Ф.Мендельсон. Песня без слов «Венецианского гандольера»
  12. Э.Григ. Песня Сольвейг (Пер Гюнт).
  13. Ф Шуберт. Аве, Мария.
  14. И.С.Бах. Прелюдия до мажор. (ХТК, т.1).
  15. Ш.Гуно. Аве, Мария.
    27. И.С.Бах. Ария из сюиты для камерного оркестра №3.
  16. Э.Григ. Ариетта.
    29.-30. С.Рахманинов. Вокализ. (Два варианта исполнения).
  17. Л.Бетховен. Романс.
  18. Р.Шуман. Маленький романс.
  19. П.Сарасате. Андалузский романс.
  20. Г.Свиридов. Романс.
  21. И.Гайдн. Серенада.

36.-37. Ф. Шуберт. Серенада. (Два варианта исполнения).

  1. П.Чайковский. Меланхолическая серенада.
  2. А.Бородин. Ноктюрн.
  3. Д.Россини-О.Респиги. Ноктюрн.
  4. А.Вивальди. Сицилиана.
  5. П.Чайковский. Анданте кантабиле. (Из струнного квартета №1 ре мажор).

Танец:

1.И.С.Бах. Алеманда из английской сюиты ля минор.

  1. И.С.Бах. Бурре из английской сюиты ля минор.
  2. И.С.Бах. Менуэт из сюита №2 для камерного оркестра.
  3. Г.Персел. Менуэт из сюиты.
  4. Л.Боккерини. Менуэт-рондо.
  5. Л.Боккерини. Менуэт.
  6. В.А.Моцарт. Менуэт.
  7. Л.Бетховен. Менуэт.
  8. Э.Григ. Бабушкин менуэт.
  9. Ж.Бизе. Менуэт. (Арлезианка. Сюита №2).
  10. Г.Свиридов. Старинный танец.
  11. И.С.Бах. Гавот из Сюиты для оркестра №3.
  12. С.Прокофьев. Гавот.
  13. С.Прокофьев. Гавот из Классической симфонии.
  14. Л.Бетховен. Экосез.
  15. А.Гречанинов. Вальс.
  16. П.Чайковский. Вальс. (Детский альбом).
  17. П.Чайковский. Вальс. (Серенада для струнного оркестра).
  18. П.Чайковский. Сентиментальный вальс.
  19. П.Чайковский Вальс (Из оперы «Евгений Онегин»).
  20. М.Глинка. Вальс-фантазия.
  21. Р.Шуман. Немецкий вальс.(«Карнавал», инструментовка М.Равеля).
  22. И.Брамс. Вальс.
  23. Ф.Шуберт. Вальс.
  24. Ф.Шуберт. Лендлер.
  25. Ф.Шопен. Вальс №19.
  26. Ф.Шопен. Вальс №17.
  27. Ф.Шопен. Вальс №6.
  28. Ф.Шопен. Вальс №7.
  29. Ф.Шопен. Вальс №11.

31-34.Ш.Гуно. Балетная музыка из оперы «Фауст»:

  1. Вальс,
  2. Аллегретто,
  3. Модерато,
  4. Вальс.

35-36. Ф.Крейслер. Вальс «Муки любви». (Два варианта исполнения).

  1. И.Штраус. Вальс «На прекрасном голубом Дунае».
  2. И.Штраус. Королевский вальс.
  3. С.Прокофьев. Вальс.
  4. Г. Свиридов. Вальс.

Марш:

1.П.Чайковский. Марш деревянных солдатиков.

  1. Р.Шуман. Марш.
  2. П.Чайковский. Маленький марш (Из сюиты №1 ре минор).
  3. Н.Римский-Корсаков. Марш из оперы «Сказка о царе Салтане».
  4. М.Мусоргский. «Картинки с выставки» Богатырские ворота.
  5. С.Прокофьев. Марш.
  6. С.Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».
  7. С.Прокофьев. «Монтекки и Капулетти».
  8. Г.Свиридов. Военный марш.
  9. Г.Персел. Рондо из сюиты.
  10. Л.Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром №5, 1-я часть (фрагмент).
  11. Л.Бетховен. 7-я симфония, 2-я часть (фрагмент).

13.-14. Р.Шуман. Марш Давидсбюндлеров («Карнавал». Два варианта исполнения).

15-17. Ф. Шуберт. Три марша.

  1. Д.Верди. Марш из оперы «Аида».
  2. Д.Россини. Марш из увертюры к опере «Вильгельм Телль».
  3. Д.Россини. Марш из увертюры к опере «Сорока-воровка».
  4. Д.Россини-О.Респиги. Марш. («Волшебный магазин игрушек»).
  5. Ж.Бшс. «Детские игры». Марш.
  6. Ж.Бизе. «Кармен сюита». Увертюра.
  7. Ж Визе. «Арлезианка». Сюита №2. Фарандола.
  8. И.Штраус. Марш (Вступление к Королевскому вальсу).
  9. И.Штраус. Радецки марш.
  10. И.Штаус. Входной марш из оперетты «Цыганский барон».
  11. Г.Берлиоз. Венгерский марш №3.

Тема № 3. Музыка рассказывает о животных и птицах. Включает в себя произведения, передающих образы животных и птиц. Данная тема способствует проявлению различного вида творчества у детей, развитию образной речи, словаря эмоций, умению находить яркие характеристики музыкальных образов.

К.Сен-Санс. «Карнавал животных».

  1. Вступление и Королевский марш льва.
  2. Куры и петухи.
  3. Птичник.
  4. Лебедь.
  5. Антилопы.
  6. Слон.
  7. Длинноухие персонажи.
  8. Кенгуру.
  9. Аквариум.

10.Ю.Ф.Шуберт. Форель.

11.Сен-Санс. «Карнавал животных». Кукушка в чаще леса.

12-13. Л.К.Дакен. Кукушка. (Два варианта исполнения)

  1. И.Штаус. Французская полька «В Крапфенвальде».
  2. А.Алябьев. Соловей. (Обр.Ф.Листа).

16.П.Чайковский. Песнь жаворонка. («Времена года», инструментовка А.Гаука).
17. П.Чайковский. Песня жаворонка. (Детский альбом).

  1. М.Глинка. Жаворонок. (Обр. М.Балакирева).

19-20. М.Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов. (Два варианта исполнения).

  1. А.Лядов. Былина о птицах.
  2. Ж.-Ф. Рамо. Пение птиц.
  3. М.Равель. Печальные птицы.
  4. Э.Григ. Птичка.
  5. Ф. Куперен. Бабочки.
  6. Э Григ. Бабочка.
  7. Н.Римский-Корсаков. «Золотой петушок». Крик петушка.
  8. С.Прокофьев. Кузнечики и стрекозы. («Золушка»).
  9. С.Прокофьев. Шествие кузнечиков.
  10. А.Лядов . Я с комариком плясала.
  11. Н.Римский-Корсаков. Полет шмеля.

Тема № 4.  Природы и музыка: включает в себя музыкальные произведения, передающие настроение природы.

1-3. А. Вивальди. «Времена года». Зима. 1-я, 2-я, 3-я части.

4-5. П.Чайковский. 1-я симфония «Зимние грезы», 1-я, 2-я части (фрагменты).

  1. Р.Шуман. Зима 1.

7-8. Р.Шуман. Зима 2. (Два варианта исполнения). 9-10. Р.Шуман. Дед Мороз. (Два варианта исполнения).

  1. П.Чайковский. На тройке.
  2. Г.Свиридов. Тройка.
  3. С.Прокофьев. Фея Зимы из балета «Золушка».

14 -15. А. Вивальди. «Весна». Концерт для скрипки с оркестром, 1-я, 3-я части.

  1. П.Чайковский. Подснежник.
  2. Ф.Мендельсон. Песня без слов «Весенняя».
  3. Э.Григ. Весной.
  4. Э Григ. Ноктюрн.
  5. С.Прокофьев. Фея Весны из балета «Золушка».
  6. Р.Шуман. Май, милый май!

22.- 23. А. Вивальди. «Времена года». Лето. 2-я, 3-я части.

  1. Л.Бетховен. 6-я симфония, «Пасторальная», 4-я ч. Гроза.
  2. Г.Свиридов. Дождик.
  3. С.Прокофьев. Дождь и радуга.
  4. Р.Шуман. Цветы.
  5. А.ЛЯДОВ. Волшебное озеро.
  6. М.Глинка. Баркарола.
  7. Ф.Лист. Фонтаны виллы Д,Эсте.
  8. Э.Григ. Ручеек.
  9. А.Аренский. Лесной ручей.
  10. Н.Римский-Корсаков. Море. («Садко», симфоническая картина).
  11. М.Равель. Лодка в океане.
  12. М.Равель. Игра воды.

36 -37. А.Вивальди.»Времена года». Осень.2-я ,3-я части.

  1. П.Чайковский. Осенняя песня.
  2. Г.Свиридов. «Весна и осень».
  3. С. Прокофьев. Фея Осени из балета «Золушка».

Тема № 5. Музыкальные инструменты и игрушки: включает в себя произведения, передающие подражание тембрам музыкальных инструментов.

1.Ж.-Ф. Рамо. Тамбурин.

  1. Г.Свиридов. Парень с гармошкой.
  2. А.Гречанинов. На гармонике.
  3. П.Чайковский. Камаринская.
  4. И.Стравинский. Русская.. (Из балета «Петрушка»).
  5. И.Стравинский. Масленица. (Из балета «Петрушка).
  6. П.Чайковский. Шарманщик поет.
  7. А.Лядов. Музыкальная табакерка.
  8. А. Даргомыжский. Табакерочный вальс.
  9. Г.Свиридов. Музыкальный ящик.
  10. Праздничные пасхальные звоны колоколов Троицкой Сергиевой Лавры.
  11. Колокола Ростовского кремля: Праздничный звон.
  12. Свадебный звон,
  13. Красный звон.
  14. А.Бородин. В монастыре.

16.-17. М.Мусоргский. Богатырские ворота. (Два варианта исполнения).

  1. М.Мусоргский. Рассвет на Москве-реке.
  2. С.Рахманинов. Фортепианный концерт N2,1-я часть.
  3. Г.Свиридов. Звонили звоны.
  4. Н.Паганини. Кампанелла.
  5. Э.Григ. Колокольный звон.
  6. М.Равель. Долина звонов.

24-54 С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк»

Тема № 6. Сказка в музыке. Включает в себя произведения, передающие сказочные образы.

  1. П.Чайковский. Нянина сказка.
  2. С.Прокофьев. Сказочка.
  3. П.Чайковский. Баба Яга.
  4. А. Лядов. Баба Яга.

5.-6. М.Мусоргский. Баба яга. «Картинки с выставки». (Два варианта исполнения).

  1. А.Лядов. Кикимора.
  2. Э.Григ. В пещере горного короля.
  3. Г.Свиридов. Колдун.
  4. М.Мусоргский. Старый замок. «Картинки с выставки».
  5. Э.Григ. Шествие гномов.
  6. -13. М.Мусоргский. Гном. «Картинки с выставки». (Два варианта исполнения).
  7. М.Глинка. Марш Черномора. 15.-17. Н.Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане».

Три чуда:

  1. Белка,
  2. 33 Богатыря,
  3. Царевна-Лебедь.
  4. Н.Римский-Корсаков. Море и корабль (из симфонической сюиты «Шехерезада»).
  5. С.Прокофьев. Вальс из балета «Золушка»,
  6. Бой часов.

21 — 28. П.Чайковский «Щелкунчик».

  1. Марш,
  2. Испанский танец. Шоколад,
  3. Арабский танец. Кофе.
  4. Китайский танец. Чай.
  5. Русский танец. Трепак,
  6. Фея Драже.
  7. Вальс цветов,
  8. Адажио. (Мари и Принц).

 

В детском саду слушание предполагается проводить, опираясь на три взаимосвязанных с собой вопроса:

— Какие чувства передаёт музыка?

 — О чём рассказывает музыка?

 — Как рассказывает музыка?

 

Какие чувства передает музыка?

Вопрос направляет внимание детей на её эмоциональное содержание

(музыка праздничная/торжественная/весёлая/грустная/ плавная/ласковая и т.д.)

 

О чём рассказывает музыка?

(музыка может рассказать о характере героя, его настроении, природном явлении, жизненных событиях).

 

Как рассказывает музыка? Данный вопрос направлен на знакомство детей с языком музыки.

Музыка может рассказать при помощи мелодии, ритма, динамических оттенков (тише/громче), регистровых нюансов (ниже/выше звучит мелодия); темповых изменений (замедление, убыстрение).

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.