Материально – техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда.

НАЛИЧИЕ ОБОРУДОВАННЫХ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ,  ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, БИБЛИОТЕКИ, ОБЪЕКТОВ СПОРТА, СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного воспитанника — 2228 кв.м. Площадь помещений для организации дополнительных видов деятельности   воспитанников- 292 кв. м.

В состав помещений ДОУ входят 12 групповых ячеек,  физкультурно-тренажёрный зал, музыкально-хореографический зал,  сенсорная комната, многофункциональная студия «Семья»,  студия  «Развивайка»,  студия личностного развития, комната песочной терапии «Волшебный песок», игровая комната «Веселье», студия «Интеллектуал» (компьютерный класс),  кабинеты профильных специалистов (педагога-психолога, учителей-логопедов, педагогов дополнительного образования), развивающее пространство по безопасности дорожного движения, развивающее пространство по безопасному образу жизни, медицинский блок, пищеблок, постирочная и другие технические помещения.

На территории образовательного учреждения благоустроенные прогулочные площадки, оборудованные верандами и малыми архитектурными формами, спортивная  площадка, футбольное поле, площадка для подвижных игр с  мягким покрытием, тропа здоровья, пляжная зона, туристическая полоса, парковая зона с лиственными деревьями, фито-лабиринт, раккарий. Входы в здание оборудованы пандусами.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДОУ

   В дошкольном учреждении создана безбарьерная среда, позволяющая комфортно чувствовать себя воспитанникам, в том числе и лицам с ОВЗ. Предметно — пространственная среда   учреждения обеспечивает возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых. Расширение образовательного пространства происходит и за счёт оборудованных коридорных помещений:  карта мира: представляет собой настенное панно с изображением флоры и фауны, изучаемых детьми.

Работа клуба «Белая ладья» способствует интеллектуальному развитию старших дошкольников.

Во всех групповых ячейках созданы дифференцированные условия для пребывания детей в детском саду и их успешного развития с учетом особенностей развития воспитанников и их возраста. В частности, обеспечены условия для совместной и индивидуальной активности детей. Образовательная среда конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.  Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры для развития сенсорных эталонов и развития мелкой моторики; сухой бассейн представляет собой прекрасный физкультурно-игровой комплекс; игровые двигательные модули;  мягкие модули и многое другое.

Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО, является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Центр художественно — эстетического развития представлен:

  • студией творчества «Развивайка»,
  • студией «Волшебный песок»,  
  • музыкально – хореографическим залом

Студия творчества «Развивайка» предназначена для развития творческих способностей воспитанников и создания положительного эмоционального фона, развития речевых и социальных навыков студия творческого развития оборудована мультимедийным оборудованием: доска интерактивная с проектором, мольберты для рисования маркером и мелом, постеры произведений художников, наборы изделий народных промыслов, комплекты для творчества( кинетический песок, краски, кисти, пластилин). Студия оснащена столами и стульями для детей, в наличии специальные учебные пособия и дидактические материалы предназначены для проведения коррекционно-образовательной деятельности с детьми. Деятельность педагога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию творческих способностей каждого ребенка.

В студии творчества воспитанники детского сада смогут реализовать свои творческие способности и в кружках дизайн-деятельности, экопластики.

Студия  «Волшебный песок»

В ДОУ созданы специальные условия для разностороннего развития воспитанников. Студия песочной терапии «Волшебный песок» оснащена световыми песочными столами, интерактивной песочницей. Методику песочной терапии педагоги используют с целью  формирования богатого сенсорного опыта и чувства прекрасного. Благодаря работе с песком, дети получают мощный расслабляющий эффект, а потому проще идут на контакт со сверстниками и взрослыми.  Интерактивная песочница представляет собой уникальное оборудование, которое наглядно показывает детям тайны мироздания. Подкрепление сказанного яркими образами и возможность прикоснуться к ним помогают ребенку лучше запомнить информацию и побуждают к ее самостоятельному поиску. Все оборудование студии способствует оказанию положительного воздействия на психику ребенка, является интересным занятием и способствует развитию сенсорного опыта воспитанников.

Музыкально-хореографический зал — музыка и игры в детском саду – неотъемлемая часть жизни дошкольного учреждения, поэтому творчески оформленный зал поможет активизировать мышление, эмоции, воображение. Картинки веселых ноток, балерин или музыкальных инструментов, украшающие стены, выбраны не случайно. Данный дизайн способствует эмоциональному   благополучию детей  во взаимодействии с предметно-пространственным окружением,  обеспечивает возможность самовыражения детей, что соответствует требованиям к условиям реализации программы.  Здесь проводятся ООД, досуги, праздники, утренники и развлечения. Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: мультимедийный программный комплект, пианино, музыкальный центр, учебно-методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки), портреты композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), в наличии нотный материал, Музыкальный кабинет оснащен современной музыкально-методической литературой и дидактическими играми.

Центр интеллектуального развития представляет:

  • студия информационных технологий.

В данном центре продумано как оформление, которое соответствует функциональной направленности, так и наполнение  современными элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, творческую, поисковую деятельность детей.

Информационно-коммуникативные технологии в детском саду — это обучение детей работе на компьютере, информатике, рисованию на компьютере с целью формирования информационной культуры, правильному обращению с техникой, умению работать в сетевом пространстве. Студия оснащена моноблоками, планшетами, детскими планшетами, интерактивным столом. Помещение центра  дополнительно используется для конструирования и интерактивных игр детей.

Центр личностного развития включает в себя:

  • студия «СемьЯ»
  • релаксационная сенсорная комната
  • активационная сенсорная комната

Студия «СемьЯ» (кабинет учителя-логопеда) — это многофункциональная студия, которая предполагает организацию и проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения. Студия оснащена интерактивной доской, дидактическими играми для развития фонетико-фонематического слуха, мелкой моторики, тактильных ощущений; детской художественной литературой, способствующей развитию познавательно-речевых навыков детей. На базе студии проводит работу учитель – логопед, с целью коррекции недостатков звукопроизношения, развитие фонетико-фонематических процессов. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся с использованием демонстрационных и дидактических материалов, игр, игрушек, пособий, электронных образовательных ресурсов, аудио и видеозаписей, мультимедийных презентаций. Помещение оборудовано мультимедийным комплектом ноутбук, проектор с  интерактивной доской, что позволяет использовать в коррекционной работе электронные образовательные ресурсы.

Релаксационная и активационная сенсорные комнаты созданы  с целью обеспечения коррекции  нарушений  развития  различных   категорий детей, оказание    им квалифицированной помощи в освоении Программы. Студии ориентированы на «зону ближайшего развития»: предметы для развития мелкой и крупной моторики (пирамидки, шнуровки, пазлы и т. д.), игровые пособия и материалы для развития всех психических процессов.

В активационной комнате (кабинет педагога-психолога) проводятся индивидуальные занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей. Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

В релаксационной комнате (сенсорная комната) представлены разные устройства для тактильной стимуляции. Созданы условия для положительного эмоционального фона и преодоления нарушений эмоционально-волевой сферы оборудована сенсорная комната, которая оснащена  современным оборудованием сухой бассейн с подсветкой, стол с подсветкой для рисования песком, световой модуль «Грозовая туча», «Дождь», интерактивная панель «Цветные фигуры», музыкальный центр, световой комплекс ТРИО, прозрачные мольберты, мягконабивные кресла. Все оборудование способствует оказанию положительного воздействия на психику ребенка — уменьшить тревожное состояние, снизить агрессию, научить саморегуляции, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение.

Игровой центр представлен:

  • комнатой «Веселье».

Мягкая игровая комната для детей создаёт идеальные условия для активного и креативного развития. В неё входят все необходимые элементы для формирования спортивной зоны, зоны отдыха и игровой зоны. Мягкие модули позволяют детям строить разнообразные конструкции, развивая воображение и креативность. Сухой бассейн предлагает активные игры и тактильные ощущения для физического развития. Горка обеспечивает весёлые спуски и активный отдых. Спортивная полоса развивает координацию и физическую активность.

Лаборатория здоровья представляют:

  • физкультурно-тренажерный зал
  • физкультурная площадка для спортивных и подвижных игр
  • на территории оборудована тропа здоровья, велодорожка, пляжная зона, полоса препятствий

       Физкультурно-тренажёрный зал:  развивающая предметно-пространственная среда физкультурного зала содержательно-насыщенная, трансформируемая, доступная и безопасная. Здесь представлены: детские тренажёры: беговая дорожка для развития двигательных функций, балансир – координация движений и ориентировка в пространстве, велотренажёр – развитие мускулатуры и поддержка мышечного тонуса, райдер – развитие мышц плечевого пояса, гребной тренажёр  все оборудование способствует развитию и укреплению опорно-двигательного аппарата ребёнка. Так же спортивный зал оснащён спортивным комплексом, где дети совместно с инструктором учатся преодолевать препятствия, тренировать мускулатуру, выполнять упражнения для развития координации движений. В рамках реализации педагогического проекта «Детский туризм» есть необходимое оборудование для приобретения детьми навыков туризма (палатки, рюкзаки).

Физкультурная площадка для спортивных и подвижных игр

На территории дошкольного учреждения расположена спортивная площадка с оборудованием по развитию основных видов движений (бега, ходьбы, метания, прыжков); для обучения детей элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, волейбол, пионербол, теннис, бадминтон, городки); площадка для организации подвижных игр.

На территории оборудованы: тропа здоровья, велодорожка, пляжная зона, полоса препятствий.

 Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям МБДОУ «Детский сад «Подсолнух»,  в том числе приспособленным для использования инвалидами  и лицами с ОВЗ.

     Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий). В МБДОУ «Детский сад «Подсолнух»  создано единое информационное пространство для обеспечения эффективной социализации всех участников воспитательно-образовательного процесса в условиях информационного общества.

В учреждении используются информационно-коммуникационные технологии и в наличии следующее обеспечение для работы в данном направлении:

— 44  ПК;
— 6 графических планшетов «Genius»;
— 11 моноблоков;
—  мультимедийные проекторы;
—  проекторы InFocus;
— настенные экраны с электроприводом;
— переносной  экран  на штативе;
— интерактивный стол;
— интерактивная песочница;
— интерактивные  доски и телевизоры «Smart»;
— обучающие программы для детей: окружающий мир, познавательное развитие, изобразительная деятельность, речевое развитие, математика для малышей, легоконструирование 3D, занимательные игры для дошкольников.

В ДОУ есть все для проведения опытов и экспериментов. Дети работают в тесном сотрудничестве со специалистами, расширяя свой кругозор и образ мыслей, и обучаются эффективному общению. В программу включены открытые и праздничные мероприятия для детей и их родителей.

В ДОУ создан постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках. Аудитория сайта: педагоги, родители, дошкольники, социальные партнеры, органы управления образования города и области.

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ предоставлены при работе с официальным сайтом МБДОУ «Детский сад «Подсолнух» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы).

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В рамках образовательного процесса осуществляется доступ воспитанников к образовательным ресурсам сети Интернет под руководством педагога, проводящего  занятие. Исключён доступ воспитанников к сети Интернет без присутствия педагога.

Библиотечный фонд МБДОУ «Детский сад «Подсолнух»:

Методическая литература: 192 экземпляра;

Детская художественная литература: 300 экземпляров.

 Условия охраны здоровья воспитанников,  а так же  инвалидов  и лиц с ограниченными возможностями здоровья

      Медицинский персонал  осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы медицинского кабинета, цель которого —  улучшение потенциала и баланса здоровья, положительные изменения в гигиенической культуре, формирование потребностей у детей, родителей, сотрудников ДОУ в сохранении, укреплении и развитии здоровья детей. В детском саду создан комплекс медико-педагогических технологий, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье.

В образовательном учреждении применяются здоровьеформирующие технологии:

  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии;
  • физкультурно-оздоровительные технологии;
  • технологии мотивации сознательного отношения к своему здоровью;
  • медико-профилактические технологии.

Специалистами и воспитателями проводятся различные мероприятия, направленные на привитие мотивации и закрепление в сознании ребенка здорового образа жизни через дидактические игры, досуги, прогулки, занятия. Инструктором по физической культуре проводятся физкультурные занятия в помещении и на свежем воздухе. В педагогический процесс включаются упражнения по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей, пешие прогулки, походы на короткие расстояния. Ведется работа по реализации проекта «Детский туризм».

В ДОУ  созданы оптимальные условия для двигательной деятельности:

Физкультурный зал, оснащенный современным спортивным оборудованием, достаточным количеством спортивного инвентаря и пособий. Спортивная площадка, туристическая полоса  позволяющие проводить физкультурные занятия, спортивные, подвижные игры, физкультурные праздники и досуги круглый год.

Центры двигательной активности в группах: во всех возрастных группах созданы и оборудованы физкультурные центры с необходимым инвентарем для организации игр и упражнений детей в группе.

Во всех группах в наличии листы здоровья. Каждый месяц проводится анализ заболеваемости и посещаемости воспитанников. Весной и осенью – мониторинг состояния здоровья детей, уточняются диагнозы и группы здоровья.

Среди оздоровительных мероприятий, проводимых в детском саду, закаливание занимает ведущее место.

Общие  закаливающие мероприятия:

  • правильный режим дня,
  • рациональное питание,
  • рациональная одежда,
  • соответствующий воздушный и температурный режим в помещениях, дневной сон,
  • регулярное проветривание помещений,
  • ежедневные утренние и вечерние прогулки.

Специальные  закаливающие процедуры:

  • воздушные ванны,
  • дыхательная гимнастика,
  • игры с водой с целью закаливания,
  • ходьба по массажным коврикам с целью закаливания и профилактики плоскостопия,
  • оздоровительный бег,
  • оздоровительная ходьба и т.п.

В детском саду действует медицинский блок, где на основе современных компьютерных технологий осуществляется мониторинг здоровья воспитанников. Мониторинг состояния здоровья воспитанников проводится в плановом режиме, два раза в год. Программа мониторинга разработана в соответствии с рекомендациями специалистов, включает определение соответствия морфофункциональных характеристик дошкольника разного возраста нормативам (рост ребенка, масса тела, определение толщины кожно-жировых складок, др.).

Медицинский блок представлен  следующим набором помещений:

  • кабинет врачебного осмотра (осмотр детей, работа с документацией, рабочее место старшей медицинской сестры и врача);
  • процедурный кабинет (медицинские манипуляции и оказание первой доврачебной помощи, обработка инструментария, хранение медикаментов, лекарственных препаратов).

Медицинский блок оснащен необходимым медицинским инструментарием и необходимым набором медикаментов. В каждой группе имеется аптечка первой неотложной помощи.

Предоставляются оздоровительные и медицинские услуги в рамках взаимодействия с Тамбовским областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Городская детская поликлиника имени Валерия Коваля г. Тамбова»:

  • гигиенические процедуры;
  • кварцевание;
  • дыхательная гимнастика;
  • гимнастика пробуждения;
  • иммунизация;
  • систематические осмотры детей по показателям здоровья;
  • использование моноблочного диагностического комплекса КМД-12/2 «Здоровый ребенок».

Медицинскими работниками проводятся инструктажи с коллективом учреждения по охране жизни и здоровья детей, строго соблюдаются нормы и правила СанПиН, оформляются  листы здоровья, ежемесячно проводится анализ заболеваемости воспитанникам  и на его основе даются рекомендации родителям на групповых и общих родительских собраниях и воспитателям. В холле учреждения оформлен стенд для размещения медицинской информации.  Медицинская информация  также размещается и   в родительских уголках групп, на сайте учреждения.

   Обеспечение возможности получения образования инвалидами  и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Инвалиды и лица с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.

Нормативно – правовая база по обеспечению условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.

В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ «Детский сад «Подсолнух» рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми с учетом их психофизических особенностей.

Задачи:

  • обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  • организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с воспитанниками с различными формами отклонений в развитии;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
  • совершенствование системы кадрового обеспечения.

Коррекционно-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают учителя-логопеды, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели групп через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы. Все педагогические работники, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации по программам: «Технологии инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» (в объеме 72 часов); «Психолого-педагогическое сопровождение развития детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОУ» (в объеме 24 часов), «Инклюзивное образование» (в объёме 72 часов).

Для обучающихся с ОВЗ используются   адаптированная образовательная программа дошкольного образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, методы обучения, коррекционные занятия с педагогом — психологом.

Адаптированная программа разработана с учётом особенностей развития воспитанников, основной целью является коррекция нарушений развития и социальной адаптации. В МБДОУ работают педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации по вопросам организации образовательного пространства обучающихся с ОВЗ.

Формы работы:

  • Индивидуализация образовательного процесса  детей с ОВЗ.
  • Целенаправленность развития способности данной категории воспитанников на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками.
  • Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ посредством кружков и студий, а также организации общественно полезной деятельности, включая социальную практику.
  • Вовлечение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество.

 Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

       МБДОУ «Детский сад  «Подсолнух» введен в эксплуатацию в 2013 году. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением. Конструктивные особенности здания предусматривает наличие приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В ДОУ обеспечен беспрепятственный доступ воспитанникам с ОВЗ, в том  числе детям – инвалидам, к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность. Вход в здание и первый этаж оборудованы пандусами. Напольные метки, метки на поручнях и дверях внутри помещений, в образовательной организации в наличии. Двери обозначены желтыми кругами, ступени  обозначены желтыми полосами, при входе в учреждение размещена тактильная вывеска с шрифтом Брайля, в коридорах установлены тактильные мнемосхемы с шрифтом Брайля и тактильные пиктограммы, указывающие направление движения к лестнице. Около входной двери расположен звонок для вызова сотрудника с целью оказания помощи инвалидам всех категорий (сопровождение до места оказания услуги).