Рекомендации: готовимся к занятию

К вопросу планирования и технологии проведения личностно-ориентированного занятия

Вначале давайте честно признаемся друг другу, что хотя современные занятия в детском саду стали более гибкими по целям и задачам, вариативными по формам и методам проведения и т.д., но все же их далеко не всегда можно считать личностно-ориентированными.

Часто мы под личностно-ориентированным занятием понимаем гуманное, уважительное отношение к детям, видя свою задачу прежде всего в том, чтобы создать эмоционально-положительный настрой группы на работу. Широко используются различные формы `занятий с увлечением`, насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным, но еще не дает основания считать его личностно-ориентированным.

Для последнего недостаточно создать в группе благожелательную творческую атмосферу. Суть личностно-ориентированной педагогики заключается в постоянном обращении к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом — признание самобытности и уникальности каждого малыша. При этом от педагога требуется пересмотр ряда привычных профессиональных позиций.

1. Опора на субъективный опыт ребенка

Педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.
Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать (`усваивать`) все, что сообщает ему педагог.

В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей. При организации личностно-ориентированного занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.
Нужно подумать, как обсуждать детские `версии` не в жестко-оценочной ситуации (правильно — неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть `услышанными` взрослым.

2. Знание психофизических особенностей

Обычно, готовясь к занятию, педагог подбирает дидактический материал, позволяющий ему использовать задания разной степени трудности.
Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному занятию требует от педагога еще и знания индивидуальных предпочтений каждого ребенка в работе с материалом.

Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ребенку работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его при этом различными способами: словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением и т.д.

Конечно, ребенку надо предоставить возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с материалом. Классификация дидактического материала, подбор и использование его в ходе занятия требуют особой подготовки педагога, и прежде всего знания психофизиологических особенностей детей, умения выявлять и продуктивно их использовать в процессе усвоения.

3. В роли равноправных партнеров.

Не менее важны сценарий занятия и его `режиссура`. Общение на занятии должно быть построено таким образом, чтобы ребенок мог сам выбирать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме — и тем самым наиболее активно проявить себя. Для этого воспитателю следует относить все информационные методы работы на занятии (установочные, содержательные, инструктивные) — к фронтальным, а все формы самостоятельной или парной работы — к индивидуальным.

Это требует учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых, мотивационно-потребностных особенностей детей и возможностей их проявления в ходе занятия. Поэтому-то при подготовке к занятию надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между партнерами по познанию.

4. Рекомендации к подготовке занятия

Разработка гибкого плана включает в себя:

  • Определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов занятия.
  • Подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную избирательность детей к содержанию, виду и форме познания.
  • Планирование разных форм организации работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы).
  • Выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий).
  • Планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе занятия:
  1. использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учетом целей занятия;
  2. проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию;
  3.  использование содержания субъектного опыта всех участников занятия в диалоге `ребенок — педагог` и `ребенок — дети`.
  • Планирование результативности занятия предусматривает:
  1. обобщение полученных знаний и умений, оценку их усвоенности;
  2. анализ результатов групповой и индивидуальной работы;
  3. внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.

 

5. Рекомендации к проведению занятия

Следует использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их личного опыта относительно предложенной темы.

Необходимо создать атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе всех и стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
Педагог должен поощрять стремление детей предлагать свои собственные способы работы (выполнения задания), анализировать в ходе занятия способы, предлагаемые другими детьми, и стремление поддерживать наиболее оптимальные и рациональные из них.

Следует предлагать такие задания, которые позволяют ребенку самому выбрать тип, вид, форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
Педагог должен создавать такие ситуации общения, которые позволяют каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.

Нужно обсуждать с детьми не только то, что `мы узнали` (чем овладели), но и то, что им понравилось и не понравилось, почему, что бы они хотели выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

Итак, подчеркнем основные особенности личностно-ориентированных занятий с детьми:

  1. Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования.
  2. Продумывание педагогом возможностей для самопроявления детей.
  3. Проведение наблюдений за детьми, отслеживание их развития.
  4. Предоставление детям возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы.
  5. Поощрение высказанных детьми идей, организация обмена мыслями и мнениями.
  6. Стимулирование детей к активным действиям по усвоению знаний.
  7. Стремление к созданию ситуаций успеха для каждого ребенка.
  8. Привлечение детей к использованию различных путей поиска и добывания информации о мире.
  9. Использование личного опыта каждого ребенка.
  10. Создание по ходу занятия `трудных ситуаций`, как возможностей применить новые знания.
  11. Продуманное чередование видов работ, типов деятельности для снижения утомляемости детей.

6. Основные критерии анализа личностно-ориентированного занятия

  1. Создание педагогом в начале занятия положительного эмоционального настроя на работу.
  2. Сообщение старшим дошкольникам не только темы, но и целей, форм работы.
  3. Гибкость организации деятельности детей в зависимости от цели этапов занятия.
  4. Стимулирование детей к выбору различных способов выполнения деятельности.
  5. Использование дидактического материала, позволяющего ребенку проявлять личностную избирательность.
  6. Активизация личного опыта ребенка и его использование в процессе занятия.
  7. Преобладающая форма общения: диалог, полилог.
  8. Предпочитаемые формы работы (изложения знаний, самостоятельная работа, коллективное решение творческих задач, анализ).