Выбор музыки — это всего лишь полдела. Поначалу музыке суждено оставаться в жизни малыша только фоном, на который почти не обращают внимания. Взрослые часто уже не помнят особенностей детского восприятия музыки, которое состоит в том, что совсем маленькие дети музыку как бы не слышат — они не реагируют на нее, спокойно занимаясь своими делами: играют, рисуют…
Конечно, даже такое пассивное слушание откладывается в подсознании. Однако ребенку можно помочь «услышать» музыку, чтобы ее восприятие было более осмысленным и доставляло осознанное удовольствие.
Самый простой прием: предложить малышу потанцевать или по маршировать под ритмичную музыку, вместе или в компании с игрушкой — а может быть, посмотреть, как танцует мама.
Другой испытанный способ заинтересовать — игра «На что это похоже?», когда ребенок попробует угадать, что он слышит в музыке: шелест дождя, пение птиц, походку разных животных… Для этой игры очень подходят такие программные произведения, как «Времена года» — и Чайковского, и Вивальди. Пьесы, не имеющие явного сюжета, по-своему хороши тем, что со временем ребенок сможет придумать к ним любую историю с самыми удивительными приключениями — и даже нарисовать к ней картинку.
Любимая музыка может стать изысканным обрамлением дня. Однажды выбранные красивые мелодии могут служить приглашением к столу, дневной и вечерней колыбельными, фоном для занятий, например, рисованием — достаточно короткого узнаваемого фрагмента.
Кстати, важно не «перегрузить» малыша музыкой, не утомить — музыка должна доставлять удовольствие, а не превращаться в докучливый шум.
Постепенно ребенок привыкает к жизни под музыку — причем под очень хорошую музыку. Он начинает различать оттенки и красоту мелодий. Его мир становится богаче, а чувства — тоньше.
Со временем, лет с трех, он сможет слушать музыку уже без дополнительных игр и уловок — «давай потанцуем», «на что это похоже»… Многие малыши к этому времени осваивают кнопочки музыкального центра и сами начинают ставить себе диски. Однажды, когда ребенок сможет с удовольствием слушать музыку больше получаса, можно будет устроить красивый домашний концерт: отложить все дела, нарядно одеться, погасить верхний свет, зажечь свечи и всей семьей молча послушать какое-нибудь классическое произведение, удобно устроившись в креслах. Самые «продвинутые» маленькие любители музыки лет в пять-шесть впервые попадают на концерты.
Правда, многим приятнее слушать музыку дома: в конце концов, где, как не дома, можно вскочить с места и потанцевать под мелодию, захватившую тебя? Разумеется, было бы очень здорово, если бы в доме иногда звучала живая музыка, то есть кто-то из взрослых играл хотя бы простенькие мелодии на фортепиано, гитаре, аккордеоне, скрипке или флейте.
Некоторые, самые простые музыкальные инструменты, может освоить и малыш: тамбурин, металлофон, дудочку. Это стоит сделать, несмотря даже на то, что самые простые инструменты, такие, как, например, треугольник, вообще не издают звуков музыки — они лишь производят звуки. Но звуки красивые, и умение слышать их красоту — тоже признак настоящей культуры. Ведь мир полон волшебных звуков, нужно только услышать их.
Кстати, один из самых загадочных и чудесных звуков можно воспроизвести с помощью очень простых предметов: гитары и горсти сухой рисовой крупы. Если медленно высыпать горсть риса на струны лежащей гитары, она издаст тихий и совершенно сказочный шелестящий звон. Ребенку обязательно понравится.