Как уберечь ребенка от влияния компьютера?

 Подготовила :Жукова Е.Н.

На сегодняшний день компьютеры все больше входят в нашу жизнь, не только рабочую, но и в повседневную. Для современного ребенка это часть жизни, такой же ее атрибут как и телевизор. И  дети осваивают его быстрее родителей.

Благодаря компьютеру появились новые возможности для развития детей. Легкий доступ к информации, развивающие и обучающие программы, программы для творчества значительно увеличивают образовательные возможности детей.

Сегодня за компьютером сидят и малыши! Если это происходит в детском саду, то много сидеть за компьютером им не дадут. Но дома они практически бесконтрольны. В результате ребенок к вечеру возбужден, раздражен, неуправляем. И когда он наконец засыпает, то спит плохо: без конца просыпается, будит родителей. Велико же бывает их удивление, когда они узнают, что виновник всего — любимый компьютер.

 

Как же влияет компьютер на жизнь ребенка?

 Родителей больше всего беспокоят всякого рода излучения от компьютера. Наши измерения рентгеновского излучения показали, что оно находится на уровне фона земли. Электромагнитное излучение от компьютера хорошего качества также соответствует нормативам. Однако с боковых и задних стенок компьютера низкого качества уровень низкочастотных электромагнитных излучений может быть повышен. В помещении с работающим компьютером, кроме того, изменяются физические характеристики воздуха: температура может повышаться до 26-27 градусов, относительная влажность — снижаться ниже нормы, то есть до 40-60%, а содержание двуокиси углерода — увеличиваться. Наряду с этим воздух ионизируется, увеличивающееся число положительных (тяжелых) ионов неблагоприятно влияет на работоспособность. Ионы, осаждаясь на пылинках воздуха, попадают и в дыхательные пути. Некоторые люди, в том числе дети, особенно чувствительны и болезненно реагируют на эти изменения воздуха. У них появляется першение в горле, покашливание из-за повышенной сухости слизистых.

 Физиология.

Влияние компьютера на физиологию  ребенка схоже с воздействием телевидения. Основные факторы – это:

  1. Состояние неподвижности, которое вызывает неестественное напряжение тела и психики.
  2. Ухудшение зрения, т.к. у ребенка зрительная система активно формируется, а перегрузки могут привести к нарушениям.
  3. Гиподинамия.

К этим факторам можно добавить еще и долгое сидение, которое неполезно влияет на осанку.

Психика.

Гораздо опаснее использование компьютера может быть для психики ребенка. Поговорим об этом подробнее:

  1. Переутомление.

Если ребенок много времени проводит за компьютером – он переутомляется. Это вызвано нервно-эмоциональным напряжением, когда от ребенка требуется постоянная концентрация внимания и быстрое реагирование в процессе игры/работы на компьютере.

В одном американском исследовании было выявлено, что беспокойство, рассеянность, усталость начинают проявляться уже на 14-й минуте работы ребенка на компьютере, а после 20 минут у 25% детей были зафиксированы «сбои», как со стороны центральной нервной системы, так и со стороны зрительного аппарата.

  1. Сужение кругозора

Жизнь многообразна, в каждой ситуации мы можем выбрать один из множества способов реагирования. В игре все по-другому: сюжет чаще всего линейный, поступить можно одним или максимум несколькими способами, но вариантов развития событий немного. Кругозор сужается, фантазия не нужна, воображение отключается.

Кроме того, ребенок, нажимая на кнопку мыши, не может научиться активному творчеству, не может пережить многих ощущений, которые возникают при игре с обычными кубиками, конструктором, песком, водой и т.д. Он не получает сенсорный опыт (опыт ощущений) через компьютер. Не может компьютер соперничать с обычными игрушками, такими, как сортировщики, конструкторы или наборы мозаики в плане развития мелкой моторики рук.

  1. Зависимость.

Детские психиатры высказывают опасения по поводу «пассивного возбуждения», которому подвержены любители компьютерных игр. Во время игры у ребенка находятся в постоянном возбуждении структуры мозга, отвечающие за получение удовольствия, и может возникать зависимость. Такое действие сродни наркотику. Т.Л.Шишова в своей книге «Ребенок и компьютер» сравнивает этот процесс с известным опытом, когда крысам вживляли электрод в зону мозга, отвечающую за получение удовольствия. Они снова и снова нажимали на кнопку, посылая разряды в мозг, лишь бы получить удовольствие. В итоге крысы умирали от истощения, потому что забывали пить и есть

Исследования, проведенные в Стэндфордском университете, а также одном из японских университетов, показали, что компьютерные игры останавливают процесс развития головного мозга. Кроме того, заядлые компьютерные игроки характеризуются более агрессивным поведением и сниженной способностью к самоконтролю, увеличением вероятности асоциального поведения.

  1. Параллель реальности  и игры

Дети склонны переносить в жизнь то, что видят на экране телевизора или компьютера. Поэтому, если ребенок видит, что герой игры погибает, а у него остаются еще «жизни» или падает с высоты и остается целым и невредимым, или скачет по веткам и стенам, как обезьяна, то он вполне может попробовать повторить то же самое в жизни. С переносом игры в жизнь связана еще одна очень важная проблема: жестокость и агрессия.

  1. Агрессия, жестокость.

В большинстве компьютерных игр сюжет состоит в том, чтобы выжить, выиграть, превзойти соперников. Для этого нужно их уничтожить: убить монстра, убить всех соперников и т.д. Причем это относится не только к «стрелялкам», но зачастую и к стратегиям, и «бродилкам» и другим видам игр. Чему может научиться ребенок в такой игре? Тому, что бить и убивать – нормально. Что для достижения цели нужно уничтожать тех, кто тебе мешает.

  1. Развивается чувство одиночества и эгоизм.

Компьютер, также как и телевизор, иногда используется родителями, как способ занять ребенка на какое-то время, чтобы он «не мешал» родителям. Одно из последствий – одиночество. Кроме того, если говорить об играх, то в игре каждый выживает, как может, каждый сам за себя. Такая модель поведения переносится в жизнь. Отсюда – цинизм и эгоизм, изолированность.

Проблемы социализации.

Если раньше у ребенка (здесь речь идет скорее о детях постарше, начиная с младших подростков и далее) были трудности в общении, сохранялась возможность, что он будет предпринимать шаги для изменения себя, совершенствования стиля общения. Сейчас таких шансов меньше – вместо усилий можно с головой уйти в компьютер, это легче. Здесь можно говорить уже не только об играх, но и об Интернете. Тем более при общении в сети сохраняется анонимность, а значит соблюдать социальные нормы не обязательно: можно оскорблять, хамить, и т.д. – сдачи никто не даст (как это могло бы быть в реальной жизни).

Какой выход? Можно ли уберечь детей?

Конечно, совсем запретить пользоваться компьютером не выход и нужно делать все постепенно и с умом, а не просто запретить и все. Для начала, можно максимально уменьшить его негативное влияние. Вот несколько советов как это можно сделать.

  1. Больше общайтесь с ребенком. Статистика свидетельствует, что в большинстве компьютероманами становятся дети, у которых общение с родителями сводится к 15-20 минутам в день.
  2. Войдите в доверие ребенка, так что бы он не боялся и рассказывал вам, в какие игры играет и какие больше всего любит. Тогда вы сможете плавно рассказывать ему о негативном влияние таких игр, и например, заинтриговать его какой-то другой интересной игрой, необязательно компьютерной, которая будет менее опасна для него.  Ведь существуют много разных, интересных не компьютерных игр. Например специальные  конструкторы, в них очень много разных деталей (стены, башни, лестницы, ворота, домики, человечки и т.д.), с помощью которых, можно  построить все что угодно — на сколько хватит фантазии.
  3. Больше уделяйте внимания ребенку, играйте в игры вместе с ним. И так, постепенно заменяйте компьютерные игры настольными играми. Главное побольше общения, внимания. Возможно, ребенок внезапно сам увлечется спортом или запишется в какой-то творческий кружок, когда влияние компьютера и затуманивание разума ослабнет. Сейчас, да и раньше всегда было очень много интересных и развивающих настольных игр —  например, экономические настольные игры, в которых можно покупать недвижимость,  машины, акции, получать приятные сюрпризы. Дети очень любят такие игры, так как в них, как и в компьютерных играх, можно зарабатывать деньги и покупать на них все, что захочется (в рамках игры). Такие игры очень интересные и в то же время развивающие, особенно экономические. Ребенок начинает понимать настоящую цену деньгам, основы экономики, термины, например, что такое актив, пассив, дебет, кредит и т.д. Единственно что, от вас требуется так это играть и принимать участие в играх с вашим ребенком. Ведь в настольные игры не поиграешь один! Это одна из причин, почему дети больше играют в компьютерные игры, ведь там есть с кем играть — с искусственным интеллектом. Родители стали мало уделять времени для своего ребенка и играть с ним, многие сами становятся причиной тому, что ребенок начинает играть в компьютерные игры — покупают ему компьютер и тот молча сидит и играет, одним словом никому не мешает. Родители начали меньше играть с детьми в настольные игры, в солдатиков, в машинки, в куклы и т.д., да во что угодно, кроме компьютерных игр. Причина для всех одна и та же — стремление зарабатывать все больше и больше. Переключитесь с себя на ребенка.
  4. Станьте лучшим другом для своего ребенка. Время от времени (чем чаще, тем лучше) интересуйтесь его делами, самочувствием, интересами, происходящем в сегодняшнем дне и т.д. Если ребенок вам ничего не рассказывает, то вы ничего не добьетесь положительного. Крики, злость, наказания — не помогут, а только навредят.  Лучший выход из этой ситуации — стать другом своему ребенку. Как это сделать думаю Вам известно и понятно. На время, станьте для него не родителями, а друзьями. Не кричите, и не ругайте своего ребенка, и ни в коем случае не вините его ни в чем. Когда у вас получиться стать друзьями с вашим ребенком, то он будет вам все рассказывать, начиная с того, как начался день, что делал на протяжении дня, с кем общался и т.д.
  5. Разнообразьте жизнь ребенка. Многие дети могут быть не заинтересованными в компьютерных играх, а могут проводить сутками,  ночами в чатах и заниматься виртуальным общением и знакомствами. В таком случае ребенку явно не хватает живого общения, то ли от своих родителей, то ли нет своих реальных друзей. С вашим общением с ребенком все понятно, а вот как быть с друзьями-ровесниками. Запишите своего ребенка на какой-то интересный кружок. Это может быть как спортивная секция — футбол, баскетбол, теннис, волейбол, плавание и т.д. Или же что-то творческое для души — пение, танцы, игра на музыкальных инструментах и т.д. Главное выбирайте кружок не тот, что вам нравиться и вам по душе, а тот, который ребенок сам выберет. Дайте ребенку свободу выбора и не навязывайте, а только предложите ему и предоставьте право выбора.

Я перечислила самые важные и основные правила как уберечь ребенка от компьютерной зависимости, и сделать его более счастливым и радостным.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.