Доступная среда

Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Коррекционно-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают учителя-логопеды, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели групп через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы. Все педагогические работники, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации по программам: «Технологии инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» (в объеме 72 часов); «Психолого-педагогическое сопровождение развития детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОУ» (в объеме 24 часов), «Инклюзивное образование» (в объёме 72 часов).

Специально оборудованные учебные кабинеты:

Студия «Семья» (кабинет учителя-логопеда)

В ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Оснащен логопедический кабинет, который предназначен для проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста, а также для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Логопедический кабинет оборудован логопедическим уголком с зеркалом для занятий с воспитанниками, зеркала для индивидуальной работы, столы и стулья для детей, пособия для занятий. Имеющиеся специальные учебные пособия и дидактические материалы предназначены для проведения коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими фонетико – фонематические и тяжелые нарушения речи, задержку психического развития, расстройство аутистического спектра. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся с использованием демонстрационных и дидактических материалов, игр, игрушек, пособий, электронных образовательных ресурсов, аудио и видеозаписей, мультимедийных презентаций. Помещение оборудовано мультимедийным комплектом ноутбук, проектор с  интерактивной доской, что позволяет использовать в коррекционной работе электронные образовательные ресурсы.

Образовательный процесс для детей с ОВЗ организован на основе адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья:

Адаптированные программы разработаны на основе основной образовательной программы дошкольного образования с учётом особенностей развития воспитанников. Основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Основные направления программы:

  • создание условий развития ребенка с ОВЗ, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

В программе также учитываются:

  • индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
  • возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Кабинет педагога-психолога

В детском саду организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ. Кабинет педагога-психолога изолирован, расположен на втором этаже в доступном удобном месте, так чтобы его можно было легко найти. Это дает возможность оперативно обращаться к психологу и соблюдать конфиденциальность встречи. В кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей. Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

Сенсорная комната

С целью создания условий для положительного эмоционального фона и преодоления нарушений эмоционально-волевой сферы оборудована сенсорная комната, которая оснащена  современным оборудованием сухой бассейн с подсветкой, стол с подсветкой для рисования песком, световой модуль «Грозовая туча», «Дождь», интерактивная панель «Цветные фигуры», музыкальный центр, световой комплекс ТРИО, прозрачные мольберты, мягконабивные кресла. Все оборудование способствует оказанию положительного воздействия на психику ребенка — уменьшить тревожное состояние, снизить агрессию, научить саморегуляции, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение.

Студия «Развивайка»

Для развития творческих способностей воспитанников и создания положительного эмоционального фона, развития речевых и социальных навыков студия творческого развития оборудована мультимедийным оборудованием: доска интерактивная с проектором, мольберты для рисования маркером и мелом, постеры произведений художников, наборы изделий народных промыслов, комплекты для творчества( кинетический песок, краски, кисти, пластелин). Студия оснащена столами и стульями для детей, в наличии специальные учебные пособия и дидактические материалы предназначены для проведения коррекционно-образовательной деятельности с детьми. Деятельность педагога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию творческих способностей каждого ребенка.

Студия  «Песочной терапии»

В ДОУ созданы специальные условия для разностороннего развития воспитанников. Студия песочной терапии оснащена световыми песочными столами, интерактивной песочницей. Методику песочной терапии педагоги используют с целью  формирования богатого сенсорного опыта и чувства прекрасного. Благодаря работе с песком, дети получают мощный расслабляющий эффект, а потому проще идут на контакт со сверстниками и взрослыми.  Интерактивная песочница представляет собой уникальное оборудование, которое наглядно показывает детям тайны мироздания. Подкрепление сказанного яркими образами и возможность прикоснуться к ним помогают ребенку лучше запомнить информацию и побуждают к ее самостоятельному поиску. Все оборудование студии способствует оказанию положительного воздействия на психику ребенка, является интересным занятием и способствует развитию сенсорного опыта воспитанников.

Методический кабинет

Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Средства обучения и воспитания сформированы по видам:

  • методическая литература;
  • наглядно-методические пособия;
  • дидактические пособия;
  • наглядно-дидактические пособия;
  • наглядные пособия.

Образовательная среда создана с учетом возрастных возможностей детей и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. В каждой возрастной группе созданы центры, которые содержат в себе познавательный и развивающий материал в соответствии с возрастом детей: конструирование, общение, изобразительное творчество. Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям ФГОС ДО и является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Групповые ячейки

В дошкольном учреждении создана безбарьерная среда, позволяющая комфортно чувствовать себя воспитанникам, в том числе и лицам с ОВЗ. В учреждении оборудовано 12 групповых помещений, в том числе оборудованных для проведения практических занятий. Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО.

Музыкальный зал

Музыкальный зал в ДОУ предназначены для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводятся ООД, досуги, праздники, утренники и развлечения. Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: мультимедийный программный комплект, пианино, музыкальный центр, учебно-методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки),портреты композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), в наличии нотный материал, Музыкальный кабинет оснащен современной музыкально-методической литературой и дидактическими играми.

Объекты спорта:

Физкультурный зал

В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей с ОВЗ, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в отдельном помещении оборудован физкультурный зал, в котором проводится утренняя гимнастика, ООД, физкультурные досуги, праздники и развлечения. Спортивный зал оснащён спортивным оборудованием и инвентарём, необходимым для ведения физкультурно-оздоровительной работы,  соответствущий правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо — физиологическим особенностям детей, их возрасту.

Спортивная площадка

На территории дошкольного учреждения расположена спортивная площадка с оборудованием по развитию основных видов движений (бега, ходьбы, метания, прыжков (яма для прыжков в длину);  для обучения детей элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, волейбол, пионербол, теннис, бадминтон, городки), велосипедная дорожка, Пляжная зона для бассейна, площадка для организации подвижных игр.

Средства обучения и воспитания:

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Средства обучения подразделяются на следующие виды:

  • печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т. д.)
  • электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. д.)
  • аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
  • демонстрационные (муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
  • спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

МБДОУ «Детский сад  «Подсолнух» введен в эксплуатацию в 2013 году. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением. Учреждение оборудовано пандусами, для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья. Двери обозначены желтыми кругами, ступени  обозначены желтыми полосами, при входе в учреждение размещена тактильная вывеска с шрифтом Брайля, в коридорах установлены тактильные мнемосхемы с шрифтом Брайля и тактильные пиктограммы, указывающие направление движения к лестнице. Около входной двери расположен звонок для вызова сотрудника с целью оказания помощи инвалидам всех категорий (сопровождение до места оказания услуги).

Условия питания воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.  В дошкольном учреждении обеспечивается: сбалансированное четырехразовое питание  детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания, согласно требованиям. Организация питания осуществляется в соответствии с 10-дневным меню.  Учитывается адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам детей, его сбалансированность  по всем заменяемым и незаменяемым пищевым ингредиентам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры, различные классы углеводов. Максимальное разнообразие рациона, высокая технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивает их вкусовые достоинства и сохранность пищевой ценности.  Пищеблок оборудован необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием, групповые ячейки обеспечены раздаточными с соответствующей посудой, мебелью.

Постановление администрации города Тамбова от 26.02.2015г № 1607 «Об утверждении денежных норм питания воспитанников в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Тамбова»

УСЛОВИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Понятие здоровья требует комплексной разработки системы мер по организации образовательного процесса в здоровьесберегающем режиме, накопления физического, психологического, социального потенциала воспитанников.

В образовательном учреждении применяются здоровьеформирующие технологии:

  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии;
  • физкультурно-оздоровительные технологии;
  • технологии мотивации сознательного отношения к своему здоровью;
  • медико-профилактические технологии.

Ведется работа по реализации проекта «Детский экотуризм».

Специалистами и воспитателями проводятся различные мероприятия, направленные на привитие мотивации и закрепление в сознании ребенка здорового образа жизни через дидактические игры, досуги, прогулки, занятия.

Инструктором по физической культуре проводятся физкультурные занятия в помещении и на свежем воздухе. В педагогический процесс включаются упражнения по профилактике нарушений осанки и сколиоза у детей, пешие прогулки, походы на короткие расстояния.

Во всех возрастных группах созданы и оборудованы физкультурные центры с необходимым инвентарем для организации игр и упражнений детей в группе.

Предоставляются оздоровительные и медицинские услуги в рамках взаимодействия с Тамбовским областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Городская детская поликлиника имени Валерия Коваля г. Тамбова»:

  • гигиенические процедуры;
  • витаминизация пищи;
  • кварцевание;
  • дыхательная гимнастика;
  • гимнастика пробуждения;
  • иммунизация;
  • систематические осмотры детей по показателям здоровья;
  • использование моноблочного диагностического комплекса КМД-12/2 «Здоровый ребенок».

В детском саду действует медицинский блок, где на основе современных компьютерных технологий осуществляется мониторинг здоровья воспитанников. Работает прививочный кабинет.

Мониторинг состояния здоровья воспитанников проводится в плановом режиме, два раза в год. Программа мониторинга разработана в соответствии с рекомендациями специалистов, включает определение соответствия морфофункциональных характеристик дошкольника разного возраста нормативам (рост ребенка, масса тела, определение толщины кожно-жировых складок, др.).

Медицинскими работниками проводятся инструктажи с коллективом учреждения по охране жизни и здоровья детей, строго соблюдаются нормы и правила СанПиН, оформляются  листы здоровья, ежемесячно проводится анализ заболеваемости воспитанникам  и на его основе даются рекомендации родителям на групповых и общих родительских собраниях и воспитателям. В холле учреждения оформлен стенд для размещения медицинской информации.  Медицинская информация  также размещается и   в родительских уголках групп, на сайте учреждения.

В ДОУ обеспечен беспрепятственный доступ воспитанникам с ОВЗ, в том  числе детям – инвалидам, к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность. Вход в здание и первый этаж оборудованы пандусами.

Организационно-педагогические условия позволили обеспечить познание воспитанниками окружающего мира и комбинацию комплекса оздоровительно-восстановительных мероприятий, информационно–коммуникационных,  креативных и релаксационных зон.

УСЛОВИЯ ПИТАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Питание воспитанников ДОУ организовано на основании, утвержденного 10-дневного осенне-зимнего и весенне-летнего сбалансированного меню.

Основные принципы организации питания:

  • выполнение режима питания (4х разовый прием пищи);
  • полноценное питание;
  • гигиена приема пищи;
  • индивидуальный подход к детям во время питания.

При организации питания в ДОУ важно не только накормить ребенка, но и сформировать у него рациональное пищевое поведение как неотъемлемую и важнейшую часть здорового образа жизни. Прием пищи воспитанниками осуществляется непосредственно в групповой ячейке, выполненной в спокойных, насыщенных цветах в соответствии с единым дизайн-проектом.

В пищеблоке установлено современное технологическое оборудование: пароконвектомат, тестомес, овощемойка, овощерезка, овощечистка и другое.

НАЛИЧИЕ ОБОРУДОВАННЫХ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ,  ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, БИБЛИОТЕКИ, ОБЪЕКТОВ СПОРТА, СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного воспитанника — 2228 кв.м.

Площадь помещений для организации дополнительных видов деятельности   воспитанников- 292 кв. м.

В состав помещений ДОУ входят 12 групповых ячеек,  физкультурно-тренажёрный зал, музыкальный зал,  сенсорная комната, многофункциональная студия «Семья»,  студия  «Развивайка», студия личностного развития, комната песочной терапии,  кабинеты профильных специалистов (педагога-психолога, учителей-логопедов, педагогов дополнительного образования), развивающее пространство по безопасности дорожного движения, развивающее пространство по безопасному образу жизни, медицинский блок, пищеблок, постирочная и другие технические помещения.

На территории образовательного учреждения благоустроенные прогулочные площадки, оборудованные верандами и малыми архитектурными формами, спортивная  площадка, футбольное поле, площадка для подвижных игр с  мягким покрытием, тропа здоровья, пляжная зона, туристическая полоса, парковая зона с лиственными деревьями, фито-лабиринт, раккарий. Входы в здание оборудованы пандусами.

В учреждении используются информационно-коммуникационные технологии. В наличии следующее обеспечение для работы в данном направлении:

  • 6 графических планшетов;
  • 10 моноблоков;
  • 10 проекторов;
  • 7 интерактивных досок;
  • 3 настенных экрана с электроприводом;
  • 1 интерактивный стол;
  • 1 интерактивная песочница;
  • 6 столов с подсветкой для рисования;
  • 4 телевизора «Smart»;
  • обучающие программы для детей: окружающий мир, познавательное развитие, изобразительная деятельность, речевое развитие, математика для малышей, легоконструирование 3D, занимательные игры для дошкольников.

Студии превращаются в интерактивные учебные станции с использованием данного  оборудования. Дети работают в тесном сотрудничестве со специалистами, расширяя свой кругозор и обучаются эффективному общению. В программу включены открытые и праздничные мероприятия для детей и их родителей.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ: 

В рамках образовательного процесса может осуществляться доступ воспитанников к образовательным ресурсам сети Интернет под руководством педагога, проводящего  занятие. Исключён доступ воспитанников сети Интернет без присутствия педагога.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами лицами с ОВЗ: 

Исключён доступ воспитанников сети Интернет без присутствия педагога.

_______________________________________________________________________

Нормативно – правовая база по обеспечению условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья